В материале подробно описано, как воспитывать ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и как правильно с ним общаться.
Содержание статьи:
Чувство вины
Среди родителей, и особенно матерей, распространено чувство вины за то, что они имеют нормальные человеческие реакции, и возмущение за реакции, которые вызывает их больной ребенок.
Имеется в виду следующее:
- возникает чувство, как будто весь дом вертится вокруг больного ребенка,
- замечаются только «негативные» стороны поведения ребенка,
- остается без внимания факт, что агрессивное поведение ребенка не является преднамеренным.
С другой стороны, беспокойство родителей за поведение ребенка может привести к:
- чрезмерному ограждению ребенка от последствий его поведения,
- игнорирование эмоционального состояния других братьев и сестер,
- отношение к другим братьям и сестрам (особенно, если они старше больного брата или сестры) как «помощникам матери», возлагая на них слишком много ответственности взрослых.
И это только несколько примеров уровня излишней ответственности родителей больного ребенка, которые они могут испытывать.
Дисциплина, общение и ребенок с СДВГ
Почти каждый родитель ребенка с СДВГ знает, что диагноз объясняет «плохое» поведение ребенка, не освобождает его от ответственности за последствия такого поведения. Существуют специальные приемы, чтобы дисциплинировать ребенка с СДВГ. Некоторые неизменно удачные из них:
- система нескольких предупреждений,
- прямой контакт.
«Прямой контакт» не подразумевает физическое наказание, просто мягко положите руки на щеки ребенка и посмотрите ему или ей в глаза, повторяя имя ребенка, пока внимание не вернется к нему. Скоро ребенок поймет, что ему нужно сконцентрироваться, слушать Вас и сосредоточить внимание. (Скорее всего этот способ не сработает, если Ваш ребенок находится в середине ярко выраженного приступа гнева!)
Не переусердствуйте в объяснении – многие современные мамы имеют замечательно ошибочную привычку, пытаясь объяснить решения или запреты своим больным детям. Это может привести больного ребенка к истерическому припадку, особенно если он или она уже раздражены. Держитесь просто. Держитесь соответственно. Подумайте, что должно быть сделано немедленно.
Поощряйте хорошее поведение – ожидайте от ребенка хорошего поведения. Никогда не оправдывайте ребенка его болезнью. Дайте ему понять, чего Вы ожидаете – и поощрите его, когда он это сделает. (Достаточно одобрительного слова: Ты внимательна, дорогая!). Выражайте одобрение искренне, а не заученно, иначе оно скоро станет бессмысленным.
Придерживайтесь собственных правил – удивительно количество родителей, которые демонстрируют ребенку плохой пример, – а потом удивляются, когда их больной ребенок поступает так же. Необходимо быть с этим исключительно осторожным, потому что больные дети не улавливают нюансов решений, которые понимают взрослые, но не понимают дети.
Тайм-аут – Это метод изоляции ребенка в комнате или углу, не отвлекая от задания, чтобы «поощрить» его. Когда делаете это впервые, тайм-аут должен быть очень-очень коротким.
Наказывайте ребенка, не откладывая – дети имеют короткую память. Они быстро забывают свое поведение, когда речь идет о наказании. Дети с СДВГ склонны к этому даже в большей степени. Если Вы отложите наказание за плохое поведение, Вы столкнетесь с трагедией, конфликтом, эмоциями, и с неприятным и утомительным опытом. Если Вы используете тайм-аут, сделайте это немедленно. Если причиной является телевизор, сразу же его выключите.
Переложите ответственность на ребенка – если ребенок набезобразничал, сразу же спросите его: «Как ты собираешься это исправить?». Затем подождите ответа, и помогите выработать действия. (Возможно, это единственный случай, когда надо задать вопрос. Обычно вопросы отвлекают и ведут к расстройствам). Возложение ответственности, учитывая определенный возраст ребенка, кажется, является наилучшим способом помочь больному ребенку нести ответственность за свои действия.
Помните, что у детей с СДВГ существует только «белое» и «черное», у них отсутствует способность различать нюансы ситуации. Поэтому выработайте четкие правила, и помните, что Вы сами должны их придерживаться!
Какие приемы не действуют
Аргументирование и объяснение причин – многие дети с СДВГ хорошо аргументируют. Просто помните, как только Вы ввязались в подобную дискуссию, ребенок теряет предмет обсуждения, и начинает считать, что Вы придираетесь.
Не выражайте просьбы и приказания вопросами – дети с СДВГ воспринимают Ваши слова буквально. Если вы говорите: Петя, уберешь свою комнату? Петя воспримет это таким образом: он может убрать или не убрать комнату. Выражайте свои пожелания простым и ясным языком, не оставляя места для размышлений: Петя, убери свою комнату сейчас.
Постоянная критика и негатив по отношению к своему ребенку – может показаться, что об этом не стоит упоминать, настолько это очевидно, однако такие случаи происходят. Если Вы обнаружите, что ребенок Вас совершенно не слушает, а Вы были последовательны и выполняли все правила, остановитесь и оцените ситуацию. Возможно, последнее время Вы обращали внимание на слишком многие вещи (придирались к нему)? Возможно, сейчас время отступить, время, когда единственно правильным будет «забыть» Ваши сражения.
Не стройте Ваших ожиданий на основании своего настроения – опять покажется, что об этом не стоит упоминать, однако такие вещи случаются. Не кажется ли Вам, что Вы более строги и менее терпеливы со своим ребенком, когда Вы устали или чувствуете себя нездоровым? Они Вам лгут (частые случаи для детей с СДВГ)? Слишком реагируют на мелочи? Игнорируют Вас?
Скорее всего, это показатели, что в последнее время Вы не были последовательны. Ваша исключительная ответственность, как родителя, заключается в том, чтобы выполнять все правила постоянно и четко. Нельзя кричать на ребенка, когда Вы устали, и упускать какие-то вещи. (Особенно, когда касается ребенка с СДВГ).
Наказывайте ребенка соответственно возрасту и «проступку». Наказание должно напрямую относиться к совершенному проступку. (Если Петя дерется с другими детьми, устройте ему «тайм-аут»; если Ваня разбросал мюсли по комнате, заставьте его убрать все до последней крошки и капли).
Более того, обсудите дисциплину ребенка с супругом или партнером (когда детей нет рядом!). Договоритесь о правилах – и твердо их придерживайтесь, поддерживая друг друга.
Дети с СДВГ и игры
Многие специалисты пришли к выводу, что видео игры не всегда подходят детям с СДВГ. Такие дети легко подвержены привыканию, особенно если болезнь отягощена синдромом навязчивых состояний.
Кроме того, видеоигры изолируют их от остальных детей и помогают «убежать» от реального мира.
Убегать от реального мира хорошо теоретически на короткий срок, но дети с СДВГ с трудом могут догадаться, что это просто игра, и заменить ею жизнь. Нельзя сказать, что все видеоигры плохи для детей с СДВГ, однако будьте бдительны.
Дети с СДВГ часто удивительно хорошо справляются с головоломками и «заковыристыми задачкакми». Обычные игрушки вроде ЛЕГО тоже хороши, но следите за дошкольниками! Часто одним из признаков СДВГ является бросание игрушками в других вместо того, чтобы играть в игру или поделиться игрушкой.