Как правильно воспитывать ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Ребёнок орёт

В материале подробно описано, как воспитывать ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и как правильно с ним общаться.


Чувство вины

Среди родителей, и особенно матерей, распространено чувство вины за то, что они имеют нормальные человеческие реакции, и возмущение за реакции, которые вызывает их больной ребенок.

Имеется в виду следующее:

  • возникает чувство, как будто весь дом вертится вокруг больного ребенка,
  • замечаются только «негативные» стороны поведения ребенка,
  • остается без внимания факт, что агрессивное поведение ребенка не является преднамеренным.

С другой стороны, беспокойство родителей за поведение ребенка может привести к:

  • чрезмерному ограждению ребенка от последствий его поведения,
  • игнорирование эмоционального состояния других братьев и сестер,
  • отношение к другим братьям и сестрам (особенно, если они старше больного брата или сестры) как «помощникам матери», возлагая на них слишком много ответственности взрослых.

И это только несколько примеров уровня излишней ответственности родителей больного ребенка, которые они могут испытывать.

Дисциплина, общение и ребенок с СДВГ

Почти каждый родитель ребенка с СДВГ знает, что диагноз объясняет «плохое» поведение ребенка, не освобождает его от ответственности за последствия такого поведения. Существуют специальные приемы, чтобы дисциплинировать ребенка с СДВГ. Некоторые неизменно удачные из них:

  • система нескольких предупреждений,
  • прямой контакт.

«Прямой контакт» не подразумевает физическое наказание, просто мягко положите руки на щеки ребенка и посмотрите ему или ей в глаза, повторяя имя ребенка, пока внимание не вернется к нему. Скоро ребенок поймет, что ему нужно сконцентрироваться, слушать Вас и сосредоточить внимание. (Скорее всего этот способ не сработает, если Ваш ребенок находится в середине ярко выраженного приступа гнева!)

Не переусердствуйте в объяснении – многие современные мамы имеют замечательно ошибочную привычку, пытаясь объяснить решения или запреты своим больным детям. Это может привести больного ребенка к истерическому припадку, особенно если он или она уже раздражены. Держитесь просто. Держитесь соответственно. Подумайте, что должно быть сделано немедленно.

Поощряйте хорошее поведение – ожидайте от ребенка хорошего поведения. Никогда не оправдывайте ребенка его болезнью. Дайте ему понять, чего Вы ожидаете – и поощрите его, когда он это сделает. (Достаточно одобрительного слова: Ты внимательна, дорогая!). Выражайте одобрение искренне, а не заученно, иначе оно скоро станет бессмысленным.

Придерживайтесь собственных правил – удивительно количество родителей, которые демонстрируют ребенку плохой пример, – а потом удивляются, когда их больной ребенок поступает так же. Необходимо быть с этим исключительно осторожным, потому что больные дети не улавливают нюансов решений, которые понимают взрослые, но не понимают дети.

Тайм-аут – Это метод изоляции ребенка в комнате или углу, не отвлекая от задания, чтобы «поощрить» его. Когда делаете это впервые, тайм-аут должен быть очень-очень коротким.

Наказывайте ребенка, не откладывая – дети имеют короткую память. Они быстро забывают свое поведение, когда речь идет о наказании. Дети с СДВГ склонны к этому даже в большей степени. Если Вы отложите наказание за плохое поведение, Вы столкнетесь с трагедией, конфликтом, эмоциями, и с неприятным и утомительным опытом. Если Вы используете тайм-аут, сделайте это немедленно. Если причиной является телевизор, сразу же его выключите.

Переложите ответственность на ребенка – если ребенок набезобразничал, сразу же спросите его: «Как ты собираешься это исправить?». Затем подождите ответа, и помогите выработать действия. (Возможно, это единственный случай, когда надо задать вопрос. Обычно вопросы отвлекают и ведут к расстройствам). Возложение ответственности, учитывая определенный возраст ребенка, кажется, является наилучшим способом помочь больному ребенку нести ответственность за свои действия.


Помните, что у детей с СДВГ существует только «белое» и «черное», у них отсутствует способность различать нюансы ситуации. Поэтому выработайте четкие правила, и помните, что Вы сами должны их придерживаться!

Какие приемы не действуют

Аргументирование и объяснение причин – многие дети с СДВГ хорошо аргументируют. Просто помните, как только Вы ввязались в подобную дискуссию, ребенок теряет предмет обсуждения, и начинает считать, что Вы придираетесь.

Не выражайте просьбы и приказания вопросами – дети с СДВГ воспринимают Ваши слова буквально. Если вы говорите: Петя, уберешь свою комнату? Петя воспримет это таким образом: он может убрать или не убрать комнату. Выражайте свои пожелания простым и ясным языком, не оставляя места для размышлений: Петя, убери свою комнату сейчас.

Постоянная критика и негатив по отношению к своему ребенку – может показаться, что об этом не стоит упоминать, настолько это очевидно, однако такие случаи происходят. Если Вы обнаружите, что ребенок Вас совершенно не слушает, а Вы были последовательны и выполняли все правила, остановитесь и оцените ситуацию. Возможно, последнее время Вы обращали внимание на слишком многие вещи (придирались к нему)? Возможно, сейчас время отступить, время, когда единственно правильным будет «забыть» Ваши сражения.

Не стройте Ваших ожиданий на основании своего настроения – опять покажется, что об этом не стоит упоминать, однако такие вещи случаются. Не кажется ли Вам, что Вы более строги и менее терпеливы со своим ребенком, когда Вы устали или чувствуете себя нездоровым? Они Вам лгут (частые случаи для детей с СДВГ)? Слишком реагируют на мелочи? Игнорируют Вас?

Скорее всего, это показатели, что в последнее время Вы не были последовательны. Ваша исключительная ответственность, как родителя, заключается в том, чтобы выполнять все правила постоянно и четко. Нельзя кричать на ребенка, когда Вы устали, и упускать какие-то вещи. (Особенно, когда касается ребенка с СДВГ).

Наказывайте ребенка соответственно возрасту и «проступку». Наказание должно напрямую относиться к совершенному проступку. (Если Петя дерется с другими детьми, устройте ему «тайм-аут»; если Ваня разбросал мюсли по комнате, заставьте его убрать все до последней крошки и капли).

Более того, обсудите дисциплину ребенка с супругом или партнером (когда детей нет рядом!). Договоритесь о правилах – и твердо их придерживайтесь, поддерживая друг друга.

Дети с СДВГ и игры

Многие специалисты пришли к выводу, что видео игры не всегда подходят детям с СДВГ. Такие дети легко подвержены привыканию, особенно если болезнь отягощена синдромом навязчивых состояний.

Кроме того, видеоигры изолируют их от остальных детей и помогают «убежать» от реального мира.

Убегать от реального мира хорошо теоретически на короткий срок, но дети с СДВГ с трудом могут догадаться, что это просто игра, и заменить ею жизнь. Нельзя сказать, что все видеоигры плохи для детей с СДВГ, однако будьте бдительны.

Дети с СДВГ часто удивительно хорошо справляются с головоломками и «заковыристыми задачкакми». Обычные игрушки вроде ЛЕГО тоже хороши, но следите за дошкольниками! Часто одним из признаков СДВГ является бросание игрушками в других вместо того, чтобы играть в игру или поделиться игрушкой.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: