Многие родители интересуются — как воспитать в ребенке уверенность в себе. Ниже, в нашем материале, советы психолога о том, как правильно это сделать.
Современный мир, в котором вынужден расти и развиваться ребенок, изобилует различными факторами, снижающими самооценку, подрывающими интерес к познанию нового, заставляющими становиться «как все», не отставая от некой навязанной нормы. Родителям в этих условиях важно стать помощниками и друзьями своему ребенку, ведь кто, как не родители, влияют на мироощущение и самопринятие ребенка.
Содержание статьи:
Чувство базового доверия к миру как основа уверенности.
Часто родители не знают или забывают важный факт о детях – влияние на них и формирование их психики начинается с первых дней жизни, и чем младше ребенок, тем сильнее влияют на него незначительные на первый взгляд аспекты окружающей действительности.
Весь мир новорожденного – это его мать. Кем она станет для него в первые месяцы, тем будет и весь мир для него в будущем. Сформировать доверительное отношение к миру, чувство защищенности, отсутствие страха – главные основы, которые нужно закладывать уже с младенчества.
Сейчас популярно мнение о том, что нет необходимости кормить ребенка по первому требованию, брать на руки сразу, как только он заревел, или что надо сразу приучать ребенка спать в отдельной комнате. Так ли это необходимо?
Такое отношение формирует следующее отношение ребенка: просьба о помощи не дает желаемых результатов, мир не обеспечивает его необходимой защитой и в сложных ситуациях нельзя надеяться на чью-либо помощь.
Такой взгляд на мир сохранится и дальше. Нередко можно встретить уже взрослых, имеющих свою семью и детей, людей, которые до сих пор ждут от мира только страданий и являются заложниками собственных страхов.
Важно помнить, какое серьезное влияние оказывает ранний период детства на будущую уверенность в поддержке извне.
Как распознать неуверенность в ребенке?
Часто родители беспокоятся не только по поводу, но и без него. Важно максимально объективно подходить к пониманию собственного ребенка, давая адекватную оценку сильным и слабым сторонам в его развитии, а, главное, в самих методах воспитания.
Чтобы установить, что проблема неуверенности все же имеет место быть, нужно узнать мнение учителя или воспитателя ребенка, понаблюдать за поведением в «естественной» среде, среди сверстников: на детской площадке, во время занятий.
Важно ответить на следующие вопросы:
- Проявляется ли у ребенка желание участвовать в конкурсах? Как реагирует он на проигрыш? Верит ли в свои силы?
- Может ли ребенок отстаивать свои права перед взрослыми и сверстниками? Способен ли сказать «Нет»?
- Получается ли у ребенка заводить новые знакомства? А сохранять приобретенные контакты?
- Проявляет ли ребенок инициативность? Насколько он самостоятелен в принятии решений?
В некоторых случая лучше проконсультироваться со специалистом-психологом, чем навешивать лишние ярлыки на ребенка. Некоторые дети вполне могут быть тихонями дома и лидерами во время учебы, каждый случай индивидуален по-своему.
Как исправить ситуацию?
Если все-таки оказалось, что неуверенность – проблема, с которой столкнулся ребенок, необходимо приложить все меры для изменения этой ситуации. Конечно, лучшим вариантом будет изначально развивать лидерские позиции, так что все советы по решению проблемы неуверенности подходят и для тех родителей, которые не хотят в будущем столкнуться с этой проблемой.
В первую очередь важно помнить, что родительский пример является основой в ситуации, когда ребенок выбирает наиболее подходящую модель своего поведения. Постоянные скандалы дома, давление одного родителя на другого, избегание ответственности родителями – все это позже проявится и в поведении ребенка. Он начинает понимать многое уже в раннем возрасте, простые разговоры с ним, рассказы о том, как члены семьи в свое время справлялись с теми или иными сложными ситуациями, научат оптимистичнее относиться к проблемам, не бояться ответственности, действовать, а не оставаться в стороне.
Во-вторых, никто не будет против того, что важную роль в формировании уверенности является похвала и поощрение. Конечно, здесь нельзя переборщить и свести любое малозначимое действие в достижение, но внимание к личным успехам должно иметь место. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с кем-то, кроме него самого. То, что сверстник уже читает, не умаляет достижения конкретного ребенка составлять слоги.
В-третьих, ребенок должен уметь отстаивать свое мнение. Но перед тем как отстаивать его, оно должно у него появиться. Интересоваться мнением ребенка и общаться с ним, обращаться к нему с вопросом – это важные условия формирования не только уверенности в себе, но и индивидуальности и самоидентичности. Уметь говорить «нет», ограничить собственные границы, противиться чужому желанию, нарушающему личные прав, — вот тот багаж знаний и умений, которые должны быть сформированы еще дома, как бы ни хотелось родителям воспитать «удобного», безотказного во всем ребенка.
Последним, но не менее важным в этом списке, является выработка самоуважения у ребенка: он должен уметь самостоятельно выделять в себе положительные стороны, считать себя достойным, сильным и умным, знать, в чем он силен, а с чем еще надо поработать. Такой навык формируется на всю жизнь, а польза во взрослом возрасте от него неоценимая.
Таким образом, при должном уважении к ребенку как к личности, любви и чувстве защищенности в семье, не так уж сложно воспитать уверенного и успешного человека. Все находится в руках родителей: траекторий развития у только что родившегося дитя много, но лишь с помощью семьи и ее грамотного направления он может выбрать наилучший путь.