Этот вопрос встает перед родителями, когда ребенку исполняется около полутора лет. Они с нетерпением ждут, когда же их чадо начнет высказываться о своих потребностях по-взрослому, понятнее. Но мало кто из родителей знает, что работа над тем, как научить ребенка говорить, начинается еще в колыбели.
Содержание статьи:
Поэтапное развитие речи
Существуют особенности развития детской речи, которые связаны с физиологией и возрастом ребенка. Следует так же помнить, что каждый ребенок индивидуален. Поэтому не стоит ровнять под копирку своего ребенка с детьми родственников и друзей семьи. При занятиях с ребенком необходимо знать о нескольких стадиях развития речи.
После того как малыш немного освоиться в этом мире, познакомится со своими родителями, он начинает воспроизводить некоторые гласные звуки и комбинировать их. Звуки а, о, я, у – это речь ребенка в первые месяцы жизни. С помощью крика и этих звуков он общается с окружающими. Меняя интонацию, малыш смотрит, как на это реагируют окружающие его люди. Запоминает и развивает свое гуление.
Примерно в два месяца в лексиконе малыша появятся согласные звуки г, к, х. Комбинируя их с уже привычными ему гласными звуками ребенок начинает свое первое общение с взрослыми. Теперь его общение стало не рефлекторным, а коммуникативным.
К полугоду ребенок освоит новые сочетания букв: ма, па, ба. Выучит произношение новых согласных звуков. До года научится их комбинировать с гласными, переставлять местами, составлять целые цепочки звуков. Это и станет прообразом будущей речи.
К началу второго года ребенок не разговаривает взрослой речью, но зато уже понимает интонацию родителей, выполняет некоторые просьбы взрослых. Он способен отвечать на вопросы простыми словами и звуками, которые заменяют сложные слова. В полтора года ребенок начнет проявлять интерес к повторению слов и артикуляции родителей.
В этот период необходимо поощрять ребенка разговаривать. Хвалить его за старание повторять слова и словосочетания.
После 2-х лет малыш начинает говорить простыми предложениями, задавать свои первые вопросы. Учится управлять множественным и единственным числом. В три года ребенок умеет отвечать на вопросы, правильно строить предложения и вести диалог.
Упражнения для грудничков
На раннем этапе развития малыш знакомится с миром на уровне слуха и восприятия. Очень важно в этот момент окружить ребенка яркими и звенящими игрушками. Они должны быть разными по размеру, текстуре и функционалу. Нужно больше играть с ребенком погремушками, при этом проговаривая и постоянно повторяя звуки, которые уже умеет говорить ребенок.
После трех месяцев необходима гимнастика и массаж кистей и пальчиков. Массируя ладошки лучше проговаривать стишок, песенку или потешку. Чаще вкладывать игрушки в руки малыша.
После шести месяцев нужно чаще повторять одинаковые слоги и слова. Ребенку будет проще запоминать их и воспроизводить. Необходимо вести с ребенком именно диалог, побуждая отвечать на действия или вопрос. Ответом служит не только воспроизведение слова или слога. Действие тоже является ответом.
Например, на предложение почитать, ребенок должен дать взрослому книгу. В этот период важно развивать мелкую моторику. Помогает в этом следующая игра. В кастрюлю помещают игрушку и насыпают крупу. Малыш должен искать игрушку в этой кастрюле.
Упражнения после года
На этом этапе взросления ребенок способен говорить до 20 слов. В это число входят и сочетания звуков, заменяющие сложные слова и действия. Ребенку проще научиться говорить слова те, которые он слышит чаще. В игре и в разговоре, повторяя одно и то же слово, родители будут способствовать быстрому запоминанию и воспроизведению этого слова малышом.
Стоит чаще играть в игру «Что это?». Показывая предмет, игрушку или действие, взрослый спрашивает ребенка «Что это?». При этом самостоятельно четко и правильно отвечая на этот вопрос.
При общении с ребенком необходимо комментировать каждое действие. Не стоит реагировать на крик и показывание пальчиком, пусть ребенок объяснит, как сможет, что именно он просит.
Изучая новые слова и повторяя уже знакомые, необходимо смотреть ребенку прямо в лицо, при этом четко выговаривая каждый слог и звук. Нельзя менять сложные слова на более простые. Рассматривая на картинке носорога, его нужно называть носорогом. Так малышу будет проще ориентироваться в будущем, при изучении нового материала.
Не стоит игнорировать глаголы. Название действий ребенку так же важно, как и название предметов. А постепенное добавление описания предметов, сделает речь ребенка правильной и грамотной в будущем.
Упражнения для развития грамотной речи
Речь, понятная взрослому человеку, у ребенка сформируется только к трем годам. Очень важным в становлении правильной речи является чтение книг. В повседневной жизни люди не пользуются сложными оборотами, а при разговоре с ребенком, предложения еще более упрощаются. Писатели и поэты применяют разнообразные речевые обороты и красочные эпитеты. При прослушивании книг, речь ребенка наполняется грамотными и правильно построенными предложениями. Можно использовать для этого и аудиокниги.
В повседневной жизни малыша должны быть различные игры развивающие мелкую моторику.
Необходимо побуждать ребенка к описанию того, что он делает в данную минуту. Чаще спрашивать у ребенка, что он видит сейчас, где он был недавно и что ему запомнилось. Поправлять ребенка, если он употребил неверное окончание, и хвалить, если малыш исправил его сам.
Научить ребенка разговаривать – не сложно. Важно больше внимания уделять общению с ребенком. Благодаря этому можно будет избежать многих проблем в будущем.