В материале советы психолога Елены Смирновой о том, как заставить детей слушаться, как правильно воспитывать родителям своё чадо.
Содержание статьи:
О детях и родителях
Каждый родитель неизбежно сталкивается со сложностями в воспитании ребёнка. Это нормальное явление, т. к. мировосприятие родителей и детей значительно отличается.
Дети до 7 лет открыты миру и впитывают всё, что семья и общество им преподносят. Родителям важно усвоить простую истину, что именно они являются главными проводниками ребёнка на начальном этапе формирования личности, его устремлений, желаний.
Папа и мама – это образец для подражания, пример. К сожалению, некоторые не до конца осознают ответственность в воспитании ребёнка, не уделяют этому вопросу должного внимания или пускают всё на самотёк.
Взрослые тоже были детьми, которые впитали от родителей основные шаблоны воспитания ребёнка. Условия, в которых формируется ребёнок, влияет на него непосредственным образом и выстраивают характер его личности.
Ответственность за то, как малыш будет интерпретировать окружающую действительность лежит на родителях.
Обычная практика, когда вместо разъяснения, папы и мамы используют «грязные» приёмы в воспитании.
Ключевая ошибка родителей, что они воспринимают детей как нечто хаотичное, совершенно ни на что не способное, лишённое свободы выбора, несознательное, ограниченное существо. Родители убеждены, что если ребёнок будет предоставлен сам себе, то это закончится беспорядком, хаосом, где всё непременно будет сломано, разбросано вокруг. Но это дикое заблуждение.
Детская психика очень организованна и конструктивна. По мере освоения окружающего пространства, овладевая собственными методами контроля, малыш становится более ответственным за свои действия.
Родителям, выросшим в среде тотального контроля со стороны государственной системы или собственных родителей, в это совершенно не верится. Малышу их не переубедить! Какими же методами воздействия предпочитают пользоваться неопытные родители?
Принуждение
Родители требуют определённого действия от ребёнка, а тот по какой-то причине отказывается его выполнять. Ничего лучше, как заставить, они придумать не могут. Но вначале лучше разобраться в причине отказа.
Принуждение развивает в подсознании внутренний конфликт, т. к. малыш вынужден выполнить действие, дабы уменьшить давление со стороны родителей, но одновременно внутренне сопротивляется приказу.
Часто пользуясь привилегией сильного, родители губят в детях самосознание, развитие творческого мышления. Такие дети вырастают бесчувственные, озлобленные, безвольные.
Вместо принуждения родитель должен выразить свою твёрдую волю без давления, без какого-либо вида шантажа. Необходимо разъяснить ребёнку, почему это действие выполнить должен именно он. При этом можно использовать элементы игры, как в процессе выполнения, так и в момент выражения родительской воли.
Ещё лучше ненавязчиво помогать ему. Тогда малыш всегда будет стремиться помогать окружающим его людям. А это качество дорогого стоит.
Устыжение
Весьма грязный, отвратительный метод. Особенно, если он используется на людях. Давая ребёнку понять, что он плохой и никчемный, показывая свою полную власть над ним, возможность всегда его вывести на чистую воду, родители демонстрируют своё превосходство (психологическое насилие).
В такие моменты в душе ребёнка зреет чувство неуверенности, он чаще начинает сомневаться в собственном выборе. Малыш всё реже изъявляет желание творить, само выражаться. Он всё реже к чему-то стремится, боясь быть пристыжённым.
Прилюдное унижение глубоко ранит его самые светлые чувства. Открыв ящик Пандоры, родители выпускают на волю его страх быть униженным перед кем-либо, что ведёт к неуверенности в своих силах, сомнениях в правильности выбора. Происходит постепенная подмена самого понятия стыда и совести.
Ребёнок со временем начинает стыдиться того, чего не следует, а наоборот — теряет всякий стыд в действительно неловких моментах.
Униженные дети постепенно учатся утаивать личные интимные душевные качества, привыкают лгать, изворачиваться; теряют возможность работать над своими ошибками; становятся инструментом манипуляций.
Нежелание вновь переживать чувство стыда ребёнку приходится отказаться от всего, что могло бы вызвать это неприятное ощущение.
Такие дети стесняются проявления своих чувств, сексуальности, удовольствия, потребностей души и тела, творческих проявлений, что очень мучительно для маленького человечка.
Случается, что внутри ребёнка рождается сопротивление, позволяющее ему совершать социально неприемлемые поступки, которые на самом деле нужно стыдиться. Складывается парадоксальная ситуация, когда противоестественными поступками малыш пытается взять стыд под контроль.
Подменяя внутреннюю работу совести устыжением или принуждением, родители лишают ребёнка здравомыслия, отнимают у него совесть, волю, что провоцирует действовать так, как выгодно только ему, не придерживаясь каких-либо норм этики и морали. Навсегда теряется нравственность, а взамен приобретается бессовестность.
Что такое хорошо или плохо, необходимо обсуждать с ребёнком тет-а-тет, что поможет родителям доходчиво донести до него, почему так делать не нужно, что за его поступком может последовать и как он отразится на родителях, причиняя им боль, обиду.
Также следует выяснить причину поступка и объяснить соответственно его возрасту, как следует поступать в подобных случаях, используя примеры любимых сказочных героев или из личного опыта. Это поможет ему спокойно принимать любые ограничения и запреты, следовать моральным, духовным принципам.
Используя такую стратегию, ребёнок никогда не усомнится в Вашей любви к нему, не сможет обмануть или смалодушничать, всегда будет собран и уверен в своих силах. Ведь известно, когда человека называют плохим и негодным, то волей-неволей он чувствует себя таковым.
Важно понять, что мнимая безупречность не помогает разобраться в последствиях наших поступков. Важно уважать, принимать ребёнка таким, каков он есть, говорить, что сильно любите его, давая возможность самому разобраться в собственных недостатках, укрепиться хорошим личным качествам.
Наказание
Очень распространённый способ, хотя и не всеми любимый. Его обычно используют, что бы ребёнок в дальнейшем не повторял своих ошибок, был послушным членом семьи и общества в целом. Но что на самом деле кроется за наказанием?
Как выясняется – это родительская беспомощность, злость, обида, боль и разочарование в своих методах воспитания. Ребёнок хорошо осознаёт, когда его наказывают по заслугам и понимает, что это естественная реакция на его действие. В этом случае с малыша снимается часть вины, но на самом деле многие родители желают, чтобы их чадо ещё долго чувствовало себя виноватым.
Родители травмируют психику ребёнка, когда наказание несправедливо. Боль, нанесённая ими, множится в разы, а обида сильно ранит малыша в сердце. Только представьте себе, как маленькое, наивное, бесконечно любящее существо сталкивается со злостью, напором и проявлениями разного рода агрессии со стороны неуравновешенного взрослого человека. Тем более, папы или мамы. Зачастую атакуют сразу все свидетели конфликта!
Что же может чувствовать ребёнок в такие страшные, для него минуты? В этот момент родители сеют в нём семена возмущения и злости, обиды и нежелание вообще иметь дело с “глупыми” взрослыми, которые его обижают. Дети всё это ощущают гораздо полнее взрослых, поэтому им невыносима такая несправедливость.
Когда наказание носит характер унижения, в какой бы то ни было форме — физическое насилие, либо психологическое воздействие, то родители неосознанно растят точную копию себя. Редко ребёнок способен противодействовать такой агрессии со стороны взрослых. Он лишь может вымещать личные обиды на тех, кто слабее, кто ему позволит это сделать над собой. Когда детей наказывают ни за что, то это порождает желание отомстить и унизить обидчика.
В другом случае, ребёнок играет роль жертвы, мужественно перенося унижения, избиения, оскорбления. Он боится оказать сопротивление. Он не желает становиться подобным наказывающим его родителям-мучителям.
Он старается быть положительным, чтобы избежать наказания. Но это только верхушка айсберга. Модель жертвы попахивает мазохизмом, что противоречит детским желаниям. Этим он только лишний раз будет провоцировать родителей нападать на себя, следствием чего будет наказание. И это в дальнейшем выльется за рамки семьи. Жертва везде будет попадать в подобные ситуации, и везде её будет ждать нападение-наказание.
Родители, помните, что наказание не приведёт к желаемым вами результатам! Из ребёнка не вырастет личность, уважающая себя и других. Унижение не способно взрастить в душе ребёнка добро, гармонию и свет, а только жертвенность, мстительность и безграничную агрессию к окружающим.
Как этого избежать?
Когда ребёнок Вас не слушается, не желает прекращать баловаться, значит это для него важно, даже если таковым и не видится со стороны. Вступите с ним в “переговоры”, попробуйте сойтись на обоюдовыгодных условиях. Здесь работает формула 50х50. Но не думайте, что он сразу согласится — проявите толику терпения, и результат превзойдёт все ожидания. Ребёнок согласится с Вашими доводами и объяснениями; поймёт и оценит внимательно-уважительное отношение к себе, отвечая взаимностью; сам захочет выполнить просьбу или желание родителей.
Если ребёнок обделён эмоциональными контактами с родителями, он будет отказываться идти на уступки, вызывая в родителях любую реакцию, даже негативную. Такое поведение говорит о том, что в действительности он нуждается в эмоциональном общении и другими способами его вызвать у него не получается — это отчаянная мера с его стороны. Ведь он очень рискует, что называется “нарваться на неприятности”.
Эффективным методом выражения родительского намерения, является простая, но очень твёрдая просьба прекратить, остановиться. Именно спокойная твёрдость сказанного, а не истерические вопли воспримутся ребёнком очень хорошо.
Крича, ругаясь, родители проявляют собственную слабость, неспособность справиться с ситуацией, а он это прекрасно чувствует и осознаёт. Понимание мотивов, обстоятельств, потребностей, движущих поступками ребёнка, помогает и родителям разобраться в себе.
Внимание, терпение, уважение и любовь помогут Вашему драгоценному созданию жить осознанно, беря ответственность за свои поступки на себя. Ребёнок вырастет честным человеком, никогда не предаст близких людей и не нанесёт никому вреда.