Как правильно бороться с ленью у ребёнка: рекомендации психолога

Мужчина помогает мальчику учиться

Проблема, которая часто волнует родителей, – лень. Эта проблема не нова. Наверное, сколько веков существует жизнь на земле, столько и времени бьются родители в поисках ответа на вопрос: почему ленится их чадо, как бороться с ленью у ребёнка.


Ох уж эти «не хочу», «потом», «после» (масса вариантов от обеда до завтрашнего дня). И все эти отговорки детей вызывают резкую реакцию у взрослых: «Кому говорят, быстро, нечего лодыря гонять». Так что же, проблема лени генетически заложена в человеке?

Попробуем выяснить причины лени. Считается, что малыши не ленивы, если, конечно, это не следствие болезни.

Дети младшего возраста очень любознательны. Потому любая деятельность для них интересна. Они с удовольствием занимаются всем, что только можно: и пол моют, и метут, и книжки складывать помогают.

Их любимое выражение «Я сам!». Если же ребенок инертен, малоактивен, но температуры нет, и чувствует себя нормально, то родители считают, что он просто ленится. Но за таким поведением могут скрываться и другие причины.

Возможные причины

Итак, каковы же причины лени?

  1. Боязнь неудачи, неуверенность в своих силах, возможностях.
  2. Усталость, переутомление.
  3. Неумение быть самостоятельным, гиперопека родителей.
  4. Отсутствие интереса.
  5. Особенности темперамента.
  6. Проблемы общения.
  7. Отсутствие мотивации.

Страх неудачи

Лень у детей часто связана с чувством страха перед возможной неудачей. Ребенок хочет радовать своих родителей. Иначе и быть не может. Но не всё у ребёнка может получиться с первого раза. Он переделывает раз, два, но всё равно часто результат неудовлетворительный.

Если в этот момент кто-то даст ему отрицательную оценку, например: «Какой же ты несообразительный!» – то считайте, что одна причина лени уже найдена. Впоследствии малыш всё будет делать неуверенно, «из-под палки», боясь низкой оценки от вас. Либо же его самооценка будет низка.

Усталость

Порой взрослые считают ленью обыкновенную усталость ребёнка или просто желание отдохнуть после сложных уроков, секции или длительной прогулки. Взрослые почему-то уверены, что дети не устают.

Стремясь развивать детей многосторонне, родители часто не замечают, что он перегружен: школа, художественная школа, спортивная секция, репетиторы и так далее. А ещё должен учиться непременно на хорошие отметки. Всё это, конечно, приводит к переутомлению. У малыша появляется желание просто раствориться, чтобы его не трогали.


Неумение быть самостоятельным

Это качество, к сожалению, родители, сами того не желая, воспитывают с раннего возраста. Призыв ребёнка «Я сам», они не слышат – некогда. Они всегда куда-то спешат. Им удобнее одеть ребёнка самим, покормить с ложки, убрать за ним игрушки.

На попытки ребёнка помочь, он слышит: «Не лезь в муку, а то рассыплешь» или «Не трогай молоток, а то пальцы прибьёшь». Таких запретов много. А ведь можно с пользой использовать желание ребёнка. Но взрослым кажется иначе.

В итоге ребёнок оказывается ни к чему не приученным и уже ничего не хочет делать. «Я сам!» остаётся лишь в памяти родителей.

Отсутствие интереса

«Мне скучно это, неинтересно». Причина, вероятно, в родительском равнодушии. В раннем возрасте ребёнку интересно всё, у него тысячи вопросов, предложений. А в ответ: «Отстань, мама устала», «Не мешай папе, он спит».

Вот ребёнок сидит один, пытаясь разобраться в каких-то игрушках самостоятельно, что-то не получается, он бросает это занятие, берётся за другое – опять неудача, сохранить сосредоточенность уже не может. И интерес пропадает, приходит желание ничего не делать.

Влияние темперамента

Все дети разные. Одни робкие, медлительные, другие чрезмерно активны, подвижны, им нелегко усидеть на месте, им сложно соблюдать любые правила. Таким детям сложнее сосредоточиться на словах учителя. Учителя, в свою очередь, делают подчас резкие замечания, вызывают в школу родителей, которые тоже ругают дитя за замечания.

С точностью до наоборот происходит такое и с медлительным ребёнком. Он не успевает писать, быстро читать. А результат и у того, и у другого один – пропадает желание учиться.

Проблемы в общении

Скорее эта причина психологического характера. Дети не всегда находят понимание в коллективе, вступают в конфликт не только с одноклассниками, но с учителями, а иногда и с несколькими. Родители должны быть частыми гостями в школе, чтобы в самом начале предотвратить конфликт, помочь ребёнку в таких ситуациях

Отсутствие смысла, мотивации

Современная жизнь насыщена информационно, дети знают, чего хотят и реально могут оценить, какие занятия им нужны и стоит ли тратить время на заучивание стихотворения. И не учат стихотворение, потому что нет мотивации либо она слабая.

Итак, основа всех причин лени – отсутствие интереса. Значит, развитие интереса – это и есть борьба с ленью.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: